Excitebike — восьмибитный мотокросс

8:39 26.01.2017
Помните ли вы эпидемию Gravity Defied на мобильных телефонах лет 10 назад? Популярность этого симулятора была огромной, в него играли все. И всё же, мне тогда казалось, что нечто подобное — пусть и отдалённо — уже проходило через мои руки. Что-то было знакомое в угловатых зелёных препятствиях и незамысловатом гонщике на красном мотоцикле из Gravity Defied — Trial Racing…

Постойте. Ну, конечно же! Оранжевые картриджи, серо-бежевая восьмибитная консоль, прямоугольные игровые контроллеры с двумя кнопками «A» и «B» (и ведь достаточно было для счастья), небольшой ЭЛТ-телевизор и Excitebike! И пусть кто-то скажет, что эти две игры имеют лишь поверхностное сходство, для меня любой мото-симулятор с видом «сбоку» всегда будет ассоциироваться с Excitebike для Dendy. Ведь именно «Денди» впервые познакомила меня, как и тысячи других моих ровесников, с жанром мотогонок.

Excitebike — восьмибитный мотокроссExcitebike — восьмибитный мотокросс

Спустя годы можно забыть простую мелодию из меню, можно не вспомнить по названию, о какой игре идёт речь, но пара скриншотов игрового процесса точно расставит всё по местам и запустит в вас механизм ностальгии по детству. Excitebike имелся буквально у каждого владельца Dendy. Как правило — на нескольких картриджах сразу.

Впрочем, существовало множество игр, которые имели широкое распространение, но ничуть не отложились в памяти. Мы вспоминаем Excitebike не потому что он был на каждом втором картридже, а потому что симулятор действительно выгодно смотрелся на фоне других игр. И вот составляющие его успеха:

1. Отличная графика
Сочные, насыщенные цвета, имитация объёма препятствий на трассе (двумерная картинка выглядит почти как 3D!), детализированные спрайты (вставить чётко различимое изображение мотоциклиста в квадрат 24 на 24 пикселя — весьма нетривиальная задача, надо сказать), при этом движение на экране невероятно плавное! Многие игры того времени выполнены на чёрном фоне и в куда более скудной палитре. Мелкие детали, такие как зрители на заднем плане или оператор с телекамерой (он, кстати, «следит» за мотоциклом игрока, поворачиваясь в след за ним), указывают на то, что к дизайну игры предъявлялись самые высокие требования.

2. Простой, но захватывающий геймплей
Excitebike является одной из первых игр для Dendy, вводившей в игровой процесс понятие «физика». Поведение мотоцикла сильно зависело от скорости, угла относительно земли, от того, насколько крутым было препятствие и так далее. Сам байк имел два скоростных режима: нормальный и повышенный. Второй вызывал перегрев двигателя и, как следствие, останов транспортного средства на некоторое время (ценность которого была неимоверна, ведь это гонки на скорость). В общем, для искусного обращения со своим мотоциклом, игроку было необходимо контролировать множество параметров. Более того, логика Excitebike учитывает столкновения с другими участниками гонки, что вносит аркадный элемент.

Единственный минус — это отсутствие режима для двух игроков. Этот недостаток исправили в аддоне Vs. Excitebike, но на картриджах ему не суждено было появиться: дополненная версия игры была доступна лишь в Японии на экзотическом расширении консоли под названием Famicom Disk System.

Трассы имеют различную конфигурацию, что вносит разнообразие. Самих же уровней всего пять. Мало? Вероятно, кто-то ответит утвердительно. И именно здесь раскрывается вся гениальность разработчиков из Nintendo. Они сделали так, чтобы количество вариантов трасс оказалось крайне большим. Положили «вишенку на вершину торта», если хотите, а именно добавили следующее:

3. Редактор карт
Практически новшество среди игр для «Денди». Редактор позволял игроку составлять собственные, даже самые немыслимые трассы. И затем потратить много времени на их прохождение — это было неплохим испытанием собственного игрового умения.

Отсутствие режима для двух игроков породило следующую забаву: один человек сидел и составлял уровень, в то время как другой с ужасом наблюдал за происходящим на экране: «о нет, только не это, только не пять крутых трамплинов подряд, это безумие!». Затем автор трассы отдавал геймпад своему другу и со смехом наблюдал за его мучениями на экстремально сложной трассе.

И да, единственный способ сохранить уровень для будущего — это зарисовать его в тетрадку, и каждый раз восстанавливать его с нуля на «Денди» по чертежу! Интересно, занимался ли кто-то таким, кроме меня? :-)

Excitebike для Dendy демонстрирует один простой принцип. Видеоигре не обязательно обладать реалистичной графикой или сложной системой поощрений для того, чтобы увлекать игрока и приносить ему радость. Не случайно ведь было создано множество ремейков и переизданий оригинала на разных платформах, в том числе и современных. И тот, кто скажет, что авторы Gravity Defied никогда не вдохновлялись восьмибитным Excitebike с «Денди», первым бросит в меня камень. С этой игры берут начала все современные мото-симуляторы!

Excitebike — восьмибитный мотокросс
Современный ремейк для смартфонов. Сразу понятно, откуда авторы черпали вдохновение.