Раздел Черноморского флота между Россией и Украиной

17:34 14.03.2019
90-е годы прошлого столетия ознаменовались «парадом суверинитетов» на постсоветском пространстве. Бывшие союзные республики во главе с национальными лидерами из числа советских коммунистов начали дерибан совместно нажитое в СССР имущества. В этих условиях очень тяжело пришлось Черноморскому флоту, который волею судьбы остался базироваться на территории суверенной Украины. В 1991 году Черноморский флот являлся серьезной военной силой. В оперативно-стратегическое объединение входило 800 боевых кораблей и вспомогательных судов, 28 подводных лодок, 400 самолетов и вертолетов, береговые ракетные дивизионы, 100 тыс. военнослужащих и 60 тыс. гражданского персонала. При этом все корабли 1 и 2 ранга, подводные лодки, береговые ракетные дивизионы и самолеты Ту-16, Т-22М2 и ТУ-22М3 являлись носителями ядерного оружия. Места базирования флота были прекрасно обустроены, в т.ч. жилыми домами, школами и детскими садами. Естественно, что Украина сразу же захотела заполучить все это себе. Вопрос базирования Черноморского флота стал одним из самых острых в украинско-российских отношениях. Так, 05.04.92 президент Украины Леонид Кравчук объявил Черноморский флот бывшего СССР исключительной собственностью Украины. 07.04.92 президент РФ Борис Ельцин издал указ, в котором флот объявлялся собственностью России. Эти разногласия президенты Украины и России попытались урегулировать сентябре 1993 года на встрече в Дагомысе, подписан предварительное соглашение о разделе Черноморского флота бывшего СССР 50 / 50 и совместном использовании флотской инфраструктуры. Однако, украинские «патриоты» объявили Леонида Кравчука изменником и потребовали отменить украинско-российские договоренности по флоту. Ситуация приобрела взрывоопасный характер. С 1994 года неоднократно фиксировались попытки захватить воинские части ЧФ на территории Одесской, Николаевской и Херсонской областей. В мае 1997 года президенты России и Украины подписали ряд документов о параметрах раздела Черноморского флота бывшего СССР, а также статусе и условиях пребывания российского ЧФ в Крыму. В результате город-герой Севастополь перестал именоваться «Главной базой флота», на российском ЧФ осталось всего 400 кораблей и судов и 161 единица авиационной техники. До 2017 года России было разрешено использовать пункты корабельного базирования в г.Севастополе и Феодосии, аэродромы в п.Кача и п.Гвардейское. Численность военнослужащих ЧФ была ограничена до 25 тыс. человек. За аренду береговой инфраструктуры в Крыму Россия была обязано выплачивать Украине 98 млн. долларов США. В 2010 году с президентом Украины Виктором Януковичем была достигнута договоренность о продлении сроков аренды береговой инфраструктуры до 2042 года, что вызвало бурную негативную реакцию украинских «патриотов». Но самое печальное во всем этом то, что вопросы оснащения ЧФ новыми боевыми кораблями и самолетами, совершенствования флотской инфраструктуры и перемещения боевой техники ракетных дивизионов и морской пехоты российская сторона обязана была согласовывать с украинской администрацией. Все это самым печальным образом отразилось на боевой готовности флота. Так, к 2014 году корабельный состав российского ЧФ и численность самолетов и вертолетов сократились вдвое. После возращения Крыма России проводится кропотливая работа по возрождению Черноморского флота.