«Тетрис» и его тернистый путь на Dendy

«Тетрис» — это, пожалуй, величайшая компьютерная игра всех времён. Кто-то может не согласится с этим, но против фактов спорить бессмысленно. Эта игра была перенесена буквально на каждую платформу, на каждую операционную систему — количество вариаций не поддаётся подсчёту. Величие «Тетриса» выходит далеко за пределы приставок и компьютеров: так, одна из моделей осциллографов Hewlett-Packard содержит эту игру в качестве «пасхального яйца»! Разумеется, и восьмибитная «Денди» не стала исключением: только лишь по официальным данным продано более восьми миллионов копий игры для этой консоли! Вероятно, эту цифру стоит умножить как минимум на два, ведь число пиратских копий было настолько же огромным.

Dendy знакома всем, и «Тетрис» — тоже. Но вот запутанная история того, как советская игра 80-ых попала в дома российских геймеров середины 90-ых, известна не каждому. Итак, как же всё было?

Краткая история такова. Алексей Пажитнов, программист и создатель игры, написал «Тетрис» в 1984 году, использовав для этого служебный промышленный компьютер. Коллеги оценили простоту и гениальность нового пазла, и сделали порт для более распространенной системы — IBM PC, прародителя всех современных ПК.

Компьютерное сообщество на тот момент было небольшим, и люди обменивались программами точно так же, как дети в 90-ых и 00-ых менялись друг с другом картриджами для «Денди» в пределах школьного класса или одного двора. Но, конечно, у компьютеров было большое преимущество: каждый взаимный обмен дискетами порождал новую копию, число которых росло в геометрической прогрессии. Через череду хаотичного копирования, «Тетрис» примерно в 1987 году добрался в Венгрию, которая, в отличие от СССР, не была закрытой страной для иностранных компаний. Там игра была замечена рядом зарубежных издателей и… началась война за право обладать «Тетрисом».

Ещё до окончательного получения каких-либо официальных прав, английские и американские издатели выпускают на свои рынки несколько версий игры. Успех колоссален, но оригинальный автор, Алексей Пажитнов, не получает с продаж никаких отчислений. К концу 80-ых множество компаний претендуют на право выпускать свои версии, но самая заметная юридическая «схватка» происходила между Atari и Nintendo. История взаимоотношений между этими компаниями, Пажитновым и советским правительством, больше походит на запутанный детектив. Маленький «Тетрис», приносивший огромные прибыли, стал причиной четырёхлетнего судебного разбирательства между двумя гигантами игровой индустрии.

Так или иначе, в 1989 году для восьмибитной NES выходит сразу две версии: «неофициальная» от Tengen (подразделения Atari) — «TETЯIS» и «официальная» от Nintendo — «Tetris». Версия от Atari появляется на рынке на месяц раньше, но по итогу этого срока Nintendo требует прекращения продаж. По различным подсчётам, до вступления в силу иска от Nintendo, американской компании удалось продать от 50 до 100 тысяч копий «TETЯIS».

Оригинальный картридж от Atari, вследствие короткого срока продаж, считается невероятно редким, но вот что интересно: пиратский мир, как всегда, отразил всё зеркально. На картриджах вроде 999999 in 1, «TETЯIS» встречался чуть ли не чаще, чем версия от Nintendo! Возможно, потому что вариант от Atari считается более качественным.

Таким образом, за десять лет от изобретения «Тетриса», до его массового появления в домах российских геймеров, игра успела совершить невероятно запутанное кругосветное путешествие. Из СССР — в Венгрию, оттуда — на рынки Великобритании и США, где пазл был замечен японской Nintendo. В начале 90-ых обе версии для NES попадают в Тайвань и Китай, откуда в 1994 году стараниями фирмы «Стиплер» вместе с восьмибитной «Денди», «Тетрис» наконец возвращается на родину в виде пиратских картриджей.

Правда, за то время, пока игра путешествовала по миру, в России произошло невероятное количество изменений. Советская символика, которая эксплуатировалась в версиях для «Денди», постепенно начала становится экзотикой не только зарубежном, но и на родине самой игры…

TETЯIS (Atari)
Яркая заставка с насыщенной палитрой, «сочные» цвета непосредственно при геймплее, режим для двух игроков — всё это в рейтингах ставит «TETЯIS» выше версии от Nintendo. Несмотря на то, что японская компания в итоге получила эксклюзивные права на выпуск пазла на игровых консолях, пиратская продукция расставила всё по своим местам: «TETЯIS» на «Денди» был куда популярнее официального релиза.

Tetris (Nintendo)
Данная версия также встречалась на картриджах для восьмибитной «Денди». Необходимость выбирать режим поначалу ставит в тупик, а цвета кажутся блеклыми, но в целом — классика всегда остаётся классикой.

Конечно, когда тебе 13 лет, нет ничего лучше, чем зарубиться с другом в Mortal Kombat, «Черепашки» или «Танчики». Но с другой стороны, пока обеспокоенные родители обвиняли подобные игры в излишней «жестокости», изобретение Алексея Пажитнова продемонстрировало другую сторону видеоигр. «Тетрис» становился объектом математических исследований и используется в других научных экспериментах (например, в психологии и вопросах, связанных с искусственным интеллектом), а его влияние на популярную культуру огромно.

Словом, было бы фатальной ошибкой говорить о «Денди» и не вспомнить о «Тетрисе»!